Российская сеть изучения и охраны пернатых хищников
Я хочу сообщить о встрече окольцованной птицы!
Пернатые хищники
Соколообразные
Совообразные
Изучение
Ключевые виды
Мониторинг
Фаунистика
Миграции
Кольцевание
Охрана
Платформинг
Нестбоксинг
Птицы и ЛЭП
ООПТ
Информация о сети
Устав и программа
Члены сети
Проекты
Мероприятия сети
Блоги
СМИ о нас
Библиотека
Журнал “RC”
Методики
Книги
Статьи
Отчёты и доклады
Презентации
Новости
События
Конференции
Прочие объявления
Из соцсетей
Для спонсоров
Горящие проекты
МЫ В СОЦСЕТЯХ
RRRCN RRRCN
Fatbirder's Top 1000 Birding Websites
НАШИ БАННЕРЫ
RRRCN RRRCN

ArcView GIS для экологов

1.1.4.5. Scripts — Скрипты

Составляющая проекта «Scripts – Скрипты» – это архив скриптов, используемых в работе проекта ArcView.

Скрипт – это текст программы, являющейся компонентом ArcView, содержащий код на языке программирования «Avenue». По сути ArcView – это оболочка, включающая в себя набор скриптов. Каждый используемый в ArcView элемент управления имеет связанный с ним внутренний или системный скрипт. Названия скриптов, связанных с элементами управления, можно увидеть в диалоговом окне менеджера скриптов, которое можно вызвать из панели управления ArcView в режиме открытого окна проекта выбрав команды Project – Проект/Customize – Адаптировать/, где выбрав в строке Type (Тип) – View (Вид), в строке Category (Категория) – Buttons (Кнопки) или Tools (Инструменты) дважды щелкнуть левой кнопкой мыши на строку Click в информационном поле внизу диалогового окна.

Скрипты объединяют средства для автоматизации, добавления новых возможностей в ArcView и создания законченных прикладных приложений (программ). Для достижения трех вышеуказанных целей можно загружать в ArcView созданные пользователями скрипты, либо создавать свои.

Скачать дополнительные скрипты Avenue можно на сайте ESRI: http://www.esri.com/ArcView в разделе Downloads/ArcScript (http://arcscripts.esri.com/). ESRI хранит эти скрипты, разработанные сотрудниками ESRI и пользователями программных продуктов компании, на своем сервере в режиме онлайн. В русскоязычной сети Интернет скрипты, написанные русскоязычными пользователями продуктов компании ESRI доступны на сайте компании Дата+ (http://www.dataplus.ru/Root/Scripts/Index.asp).

Окно проекта в режиме отображения скриптов похоже на таковое в режиме отображения карт (видов) или компоновок, отличаясь наличием кнопки «Run – Выполнить», с помощью которой можно запустить скомпилированный скрипт из списка, не открывая его (рис. 43). Список скриптов отображается в окне проекта при клике на иконку составляющей «Scripts – Скрипты».

Из окна проекта открытого в режиме «Scripts – Скрипты» можно создать пустой шаблон скрипта, нажав кнопку «New – Создать». В результате операции пустой шаблон с названием «Script1» будет добавлен в список скриптов. В дальнейшем в него можно будет добавить текст скрипта и скомпилировать для использования в программе.

Рис. 43. Окно проекта ArcView в режиме «Scripts – Скрипты»
Рис. 43. Окно проекта ArcView в режиме «Scripts – Скрипты».

В режиме открытого скрипта в стандартной панели управления ArcView без подключения дополнительных модулей доступны 5 клавиш категорий команд: File – Файл, Edit – Редактирование, Script – Скрипт, Window – Окно, Help – Помощь (рис. 45-46) и ряд горячих кнопок (рис. 44).

Рис. 44. Горячие кнопки панели управления ArcView в режиме открытого скрипта
Рис. 44. Горячие кнопки панели управления ArcView в режиме открытого скрипта.

Горячие кнопки слева направо:

1. Save Project – Сохранить проект – команда позволяет сохранить проект. В случае если проект создан, но еще не сохранен, автоматически вызывает окно сохранения проекта. Команда также активируется одновременным нажатием кнопок клавиатуры Ctrl+S;

2. Cut – Вырезать – команда вырезает выделенный текст скрипта и копирует его в буфер обмена. Команда также активируется одновременным нажатием кнопок клавиатуры Ctrl+X. Команда доступна при выделении элементов текста скрипта курсором редакции текста;

3. Copy – Копировать – команда копирует выделенный текст скрипта в буфер обмена. Команда также активируется одновременным нажатием кнопок клавиатуры Ctrl+C. Команда доступна при выделении элементов текста скрипта курсором редакции текста;

4. Paste – Вставить – вставляет текст из буфера обмена в скрипт. Команда также активируется одновременным нажатием кнопок клавиатуры Ctrl+V. Команда доступна после осуществления операции копирования или вырезания текста;

5. Layout Properties – Свойства компоновки – команда позволяет задать имя компоновке, которое будет отображаться в списке компоновок, а также настроить сетку рабочего пространства. Настройка шага сетки позволяет пошагово двигать элементы, выравнивая их, по отношению друг к другу. Команда вызывает диалоговое окно «Layout Properties – Свойства компоновки»;

6. Undo – Отменить – команда отменяет операции удаления, вставки или перемещения любых элементов компоновки, включая графические, запоминая всего одну позицию;

7. Shift Lines Left – Сдвинуть строки влево – команда позволяет сдвинуть влево на 2 позиции строки, выделенные в тексте скрипта;

8. Shift Lines Right – Сдвинуть строки вправо – команда позволяет сдвинуть вправо на 2 позиции строки, выделенные в тексте скрипта;

9. Compile – Скомпилировать – команда позволяет скомпилировать активный скрипт, т.е. преобразовать его из формы, которую можно прочитать и понять (из текста), в форму, которая может быть легко обработана ArcView (во время процесса компиляции ArcView проверяет скрипт на правильность синтаксиса и расположения слов в каждом операторе);

10. Run – Выполнить – команда позволяет запустить скрипт и осуществить операции, прописанные скриптом;

11. Step – Пошаговая отладка – команда позволяет отладить скомпилированный скрипт по шагам, запуская отладчик программы ArcView, который перемещается по скрипту и проверяет по одному объекту и одному запросу за раз. Команда также активируется нажатием кнопки клавиатуры F8;

Объект – на языке ArcView это элемент содержимого ArcView. Объектами являются элементы интерфейса (элементы управления и окна документов, составляющие проекта, такие как Виды или компоновки, базовые элементы Avenue, такие как числа, даты, логические выражения, строки, графические элементы типа точек, линий и т.д.) Для каждого класса в Иерархии классов ArcView задаются характеристики, общие для всех объектов, которые являются экземплярами этого класса. Например, класс «Doc – Документ» имеет 6 подклассов: «Project – Проект», «View – Вид», «Table – Таблица», Chart – Диаграмма», «Layout – Компоновка» и «Script – Скрипт». Каждый из этих подклассов наследует все характеристики класса «Doc» и дополнительные атрибуты и запросы, присущие данному подклассу. Можно задавать и находить характеристики или свойства объекта через последовательность действий, известных как запросы, которые к ним посылаются программой.

Запросы – команды на языке Avenue, позволяющие создавать, управлять или получать информацию об объектах. Для каждого класса Avenue имеются запросы, действующие с данным классом или элементами этого класса. Запросы инициируют методы, присущие классу. Например, можно переместить графический элемент, посылая к нему запрос на перемещение на некоторое расстояние по осям Х и Y, вывести на экран объект темы, посылая к этой теме запрос на ее обрисовку, удалить объект Вида, послав ему сообщение на закрытие, или получить произведение двух чисел с помощью запроса на перемножение. Когда посылается запрос к объекту в Avenue, то возвращается ответ, в виде информации о других объектах или в форме нового объекта.

12. Toggle Breakpoint – Переключить точку прерывания – команда позволяет установить или убрать точку прерывания (остановки) в текущем положении курсора в тексте скрипта;

Точка прерывания – это инструкция, которая прерывает (останавливает) нормальное выполнение скрипта. Она добавляется в определенное место в исходные коды скрипта, чтобы прервать его выполнение в определенных местах, например, там, где по мнению пользователя могут возникнуть проблемы. Точку прерывания можно удалить в любое время, если отпадет необходимость прерывать выполнение программы.

Внимание! При закрытии проекта ArcView и выходе из программы точки прерывания автоматически удаляются из скрипта.

13. Examine Variables – Показать переменные – команда показывает название, класс и значение всех локальных и глобальных переменных в текущей точке прерывания, вызывая диалоговое окно «Window». Опция насущно необходима, когда требуется определить значение переменной во время некорректного выполнения скрипта, так как может помочь определить, почему скрипт работает неверно;

Переменная Avenue – переменная, ссылающаяся на объект. Переменные бывают локальные и глобальные. Переменная создается в тексте скрипта при ее написании слева от оператора присваивания. Переменная ссылается на объект справа от знака равенства. Переменная, перед именем которой ставится знак подчеркивания «_», является глобальной.

Локальную переменную можно использовать только в том скрипте, где она была определена. По окончании работы скрипта локальная переменная уничтожается.

Глобальная переменная создается в тот момент, когда она впервые появляется в левой части выражения присваивания. Как только глобальная переменная была создана, она остается в приложении до тех пор, пока приложение не будет закрыто, либо не будет выполнен специальный запрос на языке Avenue. Действие глобальной переменной распространяется на все скрипты в проекте. По умолчанию, ArcView чистит глобальные переменные при открытии файла проекта или создании нового проекта. Системный скрипт, который открывает существующий файл проекта (Project.Open) и скрипт, создающий новый проект (Project.New), чистят глобальные переменные при помощи специального запроса на языке Avenue.

14. Load System Script – Загрузить системный скрипт (текст системной программы) – команда позволяет скопировать один из системных скриптов ArcView в текст активного скрипта в указанное курсором место, вызывая окно менеджера скриптов – Script Manager. Опция насущно необходима, когда требуется в создаваемый скрипт включить существующий, либо на основе существующего создать новый;

15. Load Text File – Загрузить текстовый файл – команда позволяет загрузить в окно скрипта существующий файл скрипта в формате Avenue (*.аve) или текстовом формате (*.txt), вызывая окно загрузки файла – Load Script;

16. Write Text File – Записать в текстовый файл – команда позволяет записать текст скрипта или его выделенную часть в текстовом формате (по умолчанию с расширением *.аve), вызывая окно сохранения файла – Write Script;

17. Script Help – Справка о текстах программ – позволяет получить справку о выбранном классе, запросе или перечислении в тексте активного скрипта. Для получения справки необходимо выделить нужную строку в тексте скрипта курсором и нажать кнопку «Script Help – Справка о текстах программ». Если информация имеется в библиотеке справки ArcView, то будет запущен справочник ArcView Help с отображением информации по искомой позиции. Если информация отсутствует в библиотеке справки ArcView, то появится окно стандартной справки Windows с сообщением «Дополнительные сведения отсутствуют (141)», либо сообщение об ошибке поиска. Если воспользоваться командой не имея выделенного поля в активном скрипте, будет вызвано окно поиска справочных данных, которое также может быть вызвано из меню категории команд «Help – Помощь» клавишей «Help Topics… – Темы помощи»;

18. Help – Помощь – команда активирует курсор, наведением которого на интересующий объект вызывается справка по данному объекту.

Категория команд «File – Файл» содержит набор команд, характерный для данной категории в других составляющих:

Close – Закрыть – команда закрывает активный скрипт;

Close All – Закрыть все – команда закрывает все открытые окна;

Save Project – Сохранить проект – команда позволяет сохранить проект. Команда также активируется одновременным нажатием кнопок клавиатуры Ctrl+S, либо горячей кнопкой «Save Project – Сохранить проект» в панели управления;

Save Project As… – Сохранить проект как – команда позволяет сохранить проект под другим названием в этой же или другой папке, вызывая окно сохранения файлов;

Extensions… – Модули – команда вызывает диалоговое окно «Extensions — Модули», позволяя в меню доступных модулей – «Available Extensions» выбрать и активировать подключаемый модуль;

Print… – Печать – команда позволяет вывести компоновку на печать, открывая мастер настройки печати. В мастере доступны функции вывода печати на принтер и в файл *.prt;

Print Setup… – Настройки принтера – команда вызывает мастер настроек печати в соответствии с типом установленного принтера;

Exit – Выход – команда выхода из программы.

Рис. 45. Меню категории команд «Edit – Редактирование»
Рис. 45. Меню категории команд «Edit – Редактирование».

Категория команд «Edit – Редактирование» (рис. 45) содержит набор команд для редактирования текста скрипта:

Undo – Отменить – команда отменяет последнее изменение в тексте скрипта. Команда также активируется одновременным нажатием кнопок клавиатуры Ctrl+Z, либо горячей кнопкой из панели управления. Память опции не превышает одной позиции;

Find – Поиск – команда позволяет искать соответствие в тексте скрипта тексту запроса, запуская для этого строку поиска текста. Находит одну позицию из множества. Команда также активируется одновременным нажатием кнопок клавиатуры Ctrl+F;

Find Next – Искать далее – команда позволяет искать далее ранее найденный текст, выделяя позицию за позицией при каждом активации команды. Команда также активируется нажатием кнопки клавиатуры F3;

Replace… – Заменить – команда позволяет заменить в тексте скрипта искомую позицию «Find» на заданную позицию замены «Replace», запуская для этого диалоговое окно (строку) замены текста «Replace». При обнаружении искомого текста ArcView заменяет его на заданный и устанавливает курсор в конец замененного текста. Если искомый текст не обнаружен, курсор остается в исходном положении.

Cut – Вырезать – команда позволяет вырезать выделенный элемент текста и скопировать его в буфер обмена. Команда также активируется одновременным нажатием кнопок клавиатуры Ctrl+X, либо горячей кнопкой из панели управления;

Copy – Копировать – команда позволяет скопировать выделенный элемент текста в буфер обмена. Команда также активируется одновременным нажатием кнопок клавиатуры Ctrl+C, либо горячей кнопкой из панели управления;

Paste – Вставить – команда позволяет вставить в текст скрипта текст из буфера обмена. Команда также активируется одновременным нажатием кнопок клавиатуры Ctrl+V, либо горячей кнопкой из панели управления;

Select All – Выделить все – команда позволяет выделить весь текст скрипта.

Delete Left – Удалить текст левее курсора – команда позволяет удалить текст скрипта в строке левее курсора. Команда также активируется одновременным нажатием кнопок клавиатуры Ctrl+U;

Comment – Вставить символ комментария – команда позволяет вставить символ комментария слева от выделенного текста в скрипте;

Внимание! Если выделен текст в середине строки, ArcView добавит символ комментария на одну позицию слева от начала выделенного текста. Если выделенный текст продолжается на другие строки, символ комментария будет добавлен на самую левую позицию в этих строках.

Комментарий – это текст в скрипте, который при компиляции игнорируется ArcView. Обычно комментарий добавляется в скрипт, чтобы задокументировать код, т.е. описать выполняемые опции. Символом комментария является апостроф (кавычка) «’», который разграничивает текст комментария и текст кода скрипта. ArcView считает любой текст в строке справа от апострофа комментарием.

Remove Comment – Удалить символ комментария – команда позволяет удалить первый выбранный символ комментария и следующие крайние левые символы комментария из выделенного текста в тексте скрипта.

Категория команд «Script – Скрипт» (рис. 46) содержит следующий набор команд:

Properties – Свойства скрипта – команда позволяет изменить название скрипта, размер шрифта текста скрипта и ряд других параметров, а также подписать комментарий к нему;

Compile – Скомпилировать – команда позволяет скомпилировать активный скрипт, т.е. преобразовать его из формы, которую можно прочитать и понять (из текста), в форму, которая может быть легко обработана ArcView. Команда также активируется одноименной горячей кнопкой из панели управления;

Step – Пошаговая отладка – команда позволяет отладить скомпилированный скрипт по шагам, запуская отладчик программы ArcView, который перемещается по скрипту и проверяет по одному объекту и одному запросу за раз. Команда также активируется одноименной горячей кнопкой из панели управления и нажатием кнопки клавиатуры F8;

Рис. 46. Меню категории команд «Script – Скрипт»
Рис. 46. Меню категории команд «Script – Скрипт».

Run – Выполнить – команда позволяет запустить скрипт и осуществить операции, прописанные скриптом. Команда также активируется одноименной горячей кнопкой из панели управления и нажатием кнопки клавиатуры F5;

Toggle Breakpoint – Переключить точку прерывания – команда позволяет установить или убрать точку прерывания (остановки) в текущем положении курсора в тексте скрипта. Команда также активируется одноименной горячей кнопкой из панели управления;

Clear All Breakpoints – Удалить все точки прерывания – команда позволяет удалить все точки прерывания из текста скрипта.

Examine Variables… – Показать переменные – команда показывает название, класс и значение всех локальных и глобальных переменных в текущей точке прерывания, вызывая диалоговое окно «Window». Команда также активируется одновременным нажатием кнопок клавиатуры Ctrl+E, либо горячей кнопкой из панели управления;

Load System Script… – Загрузить системный скрипт – команда позволяет скопировать один из системных скриптов ArcView в текст активного скрипта в указанное курсором место, вызывая окно менеджера скриптов – Script Manager. Команда также активируется одноименной горячей кнопкой из панели управления;

Load Text File… – Загрузить текстовый файл – команда позволяет загрузить в окно скрипта существующий файл скрипта в формате Avenue (*.аve) или текстовом формате (*.txt), вызывая окно загрузки файла – Load Script. Команда также активируется одноименной горячей кнопкой из панели управления;

Write Text File… – Записать в текстовый файл – команда позволяет записать текст скрипта или его выделенную часть в текстовом формате (по умолчанию с расширением *.аve), вызывая окно сохранения файла – Write Script. Команда также активируется одноименной горячей кнопкой из панели управления;

Embed Script – Встроить скрипт в программу – команда позволяет встроить скрипт в программу, удалив его из окна составляющей проекта «Scripts – Скрипты». Скрипт становится доступным из окна менеджера скриптов – Script Manager. Окно менеджера скриптов можно вызвать из панели управления ArcView в режиме открытого окна проекта выбрав команды Project – Проект/Customize – Адаптировать/, где выбрав в строке Type (Тип) – View (Вид), в строке Category (Категория) – Buttons (Кнопки) или Tools (Инструменты) дважды щелкнуть левой кнопкой мыши на строку Click в информационном поле внизу диалогового окна, либо из панели управления ArcView в режиме открытого окна скрипта выбрав команды Script – Скрипт/ Load System Script – Загрузить системный скрипт;

Unembed Script… – Удалить скрипт из программы — команда позволяет удалить скрипт из программы, вставив его в окно составляющей проекта «Scripts – Скрипты» в выбранный шаблон. В результате опции скрипт удаляется из списка менеджера скриптов – Script Manager.

Полезный совет! Интегрировать скрипты в проект можно тремя разными способами: загружать в составляющую проекта «Скрипты», выводить в виде кнопок в панель инструментов ArcView путем настройки стандартной панели управления, либо используя Проектировщик инструментария, или загружать в специализированный Менеджер скриптов, который становится доступным после включения соответствующего расширения, например «ГИС-Картограф 2.1» (автор С.В. Пацук). Последний путь является наиболее оптимальным и существенно ускоряет работу со скриптами.

 

Содержание

 

 

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Наверх

Пернатые хищники и их охрана
Форум сети
Фотоальбом
Видеотека
  • Login

  • Войти через loginza

    30.11.2016

    Международная конференция по сохранению птиц в Венгрии

    Международная конференция по охране птиц в Венгрии

    Международная конференция по сохранению птиц, организованная Венгерской национальной сетевой компанией MAVIR , в сотрудничестве с Обществом охраны птиц Венгрии (MME/Birdlife) и Институтом Германа Отто, прошла в Венгрии 7-8 ноября 2016.

    29.11.2016

    Прослеживание балобанов, помеченных передатчиками, подтверждает, что браконьерство наносит основной урон популяциям соколов

    DSC_7919-

    Из 10 балобанов (6 самок и 4 самцов), помеченных передатчиками в Алтае-Саянском регионе в 2016 г. после сезона браконьерского лова соколов продолжило миграцию лишь 4 сокола (3 самца и 1 самка).

    Все новости

    Flora Hoser on the conference. Photo by Márton Horváth

    Презентации докладов Международной конференции по сохранению птиц в Венгрии

    Презентации докладов Международной конференции по сохранению птиц в Венгрии, проходившей 7-8 ноября 2016 г.

    Эльвира Николенко на конференции «Сохранение биоразнообразия в Южной Сибири»

    Презентации докладов конференции «Сохранение биоразнообразия в Южной Сибири»

    Презентации докладов конференции «Сохранение биоразнообразия в Южной Сибири», проходившей в г. Новосибирск (Россия) 4–6 ноября 2016 г.

    Все публикации