Российская сеть изучения и охраны пернатых хищников
Я хочу сообщить о встрече окольцованной птицы!
Пернатые хищники
Соколообразные
Совообразные
Изучение
Ключевые виды
Мониторинг
Фаунистика
Миграции
Кольцевание
Охрана
Платформинг
Нестбоксинг
Птицы и ЛЭП
ООПТ
Информация о сети
Устав и программа
Члены сети
Проекты
Мероприятия сети
Блоги
СМИ о нас
Библиотека
Журнал “RC”
Методики
Книги
Статьи
Отчёты и доклады
Презентации
Новости
События
Конференции
Прочие объявления
Из соцсетей
Для спонсоров
Горящие проекты
МЫ В СОЦСЕТЯХ
RRRCN RRRCN
Fatbirder's Top 1000 Birding Websites
НАШИ БАННЕРЫ
RRRCN RRRCN

ArcView GIS для экологов

3.2.1. Построение простейших объектов и их изменение

Для рисования графических примитивов, таких как точка, круг, прямоугольник и т.п. в ArcView имеется набор таких же инструментов как в любом графическом редакторе. Этот набор размещен в панели инструментов (самая последняя кнопка) – Draw/Snap Tools – Инструменты прорисовки векторной графики. В зависимости от того, какой графический объект требуется нарисовать, необходимо выбрать соответствующий инструмент – по умолчанию на кнопке отображается точка. Для выбора инструмента достаточно навести курсор мыши на кнопку инструментов, нажать и удерживать левую кнопку мыши – откроется ниспадающая панелька с разными инструментами. Чтобы выбрать нужный инструмент, следует по ниспадающей панельке провести вниз курсор мыши до необходимого инструмента и отпустить левую кнопку мыши – панелька закроется, и на ней будет отображаться выбранный инструмент (рис. 345). В наборе для создания точечных, линейных и полигональных объектов доступно 6 инструментов для расстановки точек и прорисовки сложных объектов (линий и полигонов) и 3 инструмента для редакции линий и полигонов (разрезания, присоединения).

Рис. 345. Инструменты прорисовки векторной графики и графические примитивы, нарисованные с помощью данных инструментов
Рис. 345. Инструменты прорисовки векторной графики и графические примитивы, нарисованные с помощью данных инструментов.

Для того, чтобы нарисовать точку, следует выбрать инструмент расстановки точек, навести курсор на любую область Вида и быстро нажать и тут же отпустить левую кнопку мыши (кликнуть левой кнопкой мыши) – точка будет поставлена. Одно нажатие – приводит к постановке одной точки.

Для того чтобы нарисовать прямую линию, необходимо поставить точку начала линии, нажав левую кнопку мыши, удерживая нажатой левую кнопку мыши, растянуть линию, отведя курсор в нужном направлении, и поставить точку конца линии, отпустив левую кнопку мыши.

Для того, чтобы нарисовать ломаную линию, необходимо поставить точку начала линии, кликнув левой кнопкой мыши, отвести курсор в нужном направлении, и снова поставить точку, кликнув левой кнопкой мыши, тем самым соединив точки линией, далее еще таким же образом поставить несколько точек и завершить построение линии двойным кликом левой кнопки мыши (быстрым нажатием дважды на левую кнопку мыши).

Для того, чтобы нарисовать прямоугольник (или квадрат), необходимо поставить точку угла, нажав левую кнопку мыши, удерживая нажатой левую кнопку мыши, растянуть прямоугольник, отведя курсор в нужном направлении, и поставить точку противоположного угла, отпустив левую кнопку мыши.

Для того, чтобы нарисовать многоугольник, необходимо поставить точку первого угла многоугольника, кликнув левой кнопкой мыши, отвести курсор в нужном направлении, и снова поставить точку, кликнув левой кнопкой мыши, тем самым соединив точки в треугольную фигуру, далее еще таким же образом поставить несколько точек и завершить построение многоугольника двойным кликом левой кнопки мыши (быстрым нажатием дважды на левую кнопку мыши). При построении многоугольника следует ставить точки по часовой стрелке, либо против часовой стрелки от первой точки, не меняя направление, в противном случае фигура «перехлестнет» сама себя и получится два многоугольника или больше, в зависимости от количества перехлестов.

Для того, чтобы нарисовать круг, необходимо поставить центральную точку круга, нажав левую кнопку мыши, удерживая нажатой левую кнопку мыши, растянуть круг на требуемый радиус, отведя курсор в нужном направлении, и отпустить левую кнопку мыши.

Как видно из описания, построение любого векторного объекта основано на точках. Линия – это набор точек, соединенных между собой в одну фигуру. Полигон – это набор точек, соединенных в замкнутую фигуру, в которой точка начала является же и точкой конца. Точки изломов линии или границ полигона называются вертексами (рис. 346), а вертексы, общие для трех объектов – узлами. Границы смыкающихся, топологически корректных, полигонов называются общими сегментами.

Рис. 346. Вертексы
Рис. 346. Вертексы.

Рисование любых объектов в Виде – это создание графики, которая никак не связана с элементами карты и текущей проекцией. Ее можно элементарно выделить и удалить, вызвав из меню «Edit – Редактирование» опцию «Select All Graphics – Выделить всю графику» и нажать кнопку клавиатуры «Delete». Чтобы эта графика соотносилась с реальной топографической информацией в текущей проекции, ее надо вносить в предварительно созданную тему, сохраняемую в виде шейп-файла.

Рис. 347. Алгоритм создания шейп-файла на примере точечной темы
Рис. 347. Алгоритм создания шейп-файла на примере точечной темы.

Для того чтобы создать шейп-файл (рис. 347):

1. В режиме открытого окна Вида в меню «View – Вид» выбираем команду «New Theme – Новая тема» – открывается одноименное окно.

2. В окне «New Theme – Новая тема» – в меню «Feature Type – Тип объекта» выбираем тип темы, который требуется создать. Доступно три варианта: «Point — Точка», «Line — Линия» и «Polygon — Полигон». Например, выбираем «Point» для создания точечной темы и нажимаем «ОК» — открывается окно сохранения файла.

3. В окне сохранения файла в меню «Drives» выбираем диск, в меню «Directories» — папку, в поле ввода данных «File Name» пишем имя будущего файла и нажимаем «ОК» — точечная тема автоматически добавляется в оглавление Вида. Тема открыта для редактирования, о чем свидетельствует обрамление пунктирной линией вокруг окошка включения/отключения темы. Легенда темы раскрашена как отдельный символ.

После того как тема создана и доступна для редактирования, все поставленные точки будут являться объектами шейп-файла и иметь координатную привязку в зависимости от выставленной проекции Вида. В любое время можно сохранить внесение изменений в тему, выбрав в меню «Theme – Тема» команду «Save Edits – Сохранить», сохранить тему под другим именем как новую тему – «Save As… – Сохранить как», прекратить редактирование темы – «Stop Editing – Прекратить редактирование» и снова начать редактирование, выбрав команду «Start Editing – Начать редактирование».

Для редакции объектов линейной темы в панели инструментов среди инструментов рисования становится доступным инструмент разрезания линии.

Для редакции объектов полигональной темы в панели инструментов среди инструментов рисования становятся доступными инструменты разрезания полигона и присоединения полигона. Для того чтобы разрезать полигон инструментом разрезания, необходимо поставить первую точку за пределами разрезаемого полигона, провести линию через полигон, там где требуется, поставив вертексы и изменив направление линии, вывести линию за пределы разрезаемого полигона и двойным кликом закончить операцию разрезания – существующий полигон будет поделен на две части. Для того чтобы к имеющемуся полигоны присоединить новый, необходимо инструментом присоединения поставить первую точку внутри существующего полигона, провести линию за полигон, там где требуется, поставить вертексы и изменив направление линии, завести линию снова в пределы существующего полигона и двойным кликом закончить операцию присоединения – новый полигон будет присоединен к существующему, а граница между ними будет представлена типологически выверенным общим сегментом.

Помимо инструментов рисования важную роль в операциях с векторной графикой играют указатели (курсоры выделения). В панели инструментов ArcView доступно три типа указателей: «Pointer – Указатель или стандартный курсор», «Vertex Edit – Точечный редактор или редактор вертексов» и «Select Feature – Курсор для выделения объектов».

Указатель – главный инструмент выделения отдельных объектов в редактируемой теме. Если тема недоступна для редакции, функции указателя достаточно ограничены (рис. 348) – определение координат текущего положения курсора в единицах измерения карты и определение размера экстента прямоугольника, растянутого курсором указателя.

Рис. 348. Функции указателя в Виде, с закрытыми для редакциями темами
Рис. 348. Функции указателя в Виде, с закрытыми для редакциями темами.

Если в Виде имеется редактируемая тема, то указатель становится белым, при наведении его на любую рабочую область в Виде, а при выведении за пределы Вида, например, в панель управления ArcView, становится снова черным. В редактируемой теме курсором указателя можно выделять как одиночные объекты, кликнув по ним мышью, так и несколько объектов, кликнув по каждому объекту мышью, удерживая клавишу клавиатуры Shift. Выделенный указателем объект обрамлен по размеру экстента черными квадартиками (рис. 349). При наведении курсора указателя на центр объекта, курсор преобразуется из белой стрелки в квадрат из 4-х черных стрелок по диагоналям – это означает, что данный объект можно передвинуть – для этого требуется нажать левую кнопку мыши, подвинуть объект и отпустить кнопку. При наведении курсора указателя на вертекс полигонального объекта, курсор преобразуется в двойную черную стрелку – это означает, что объект можно увеличить или уменьшить, при этом, сохраняя его пропорции – для этого требуется нажать левую кнопку мыши, подвинуть объект и отпустить кнопку. Любой выделенный указателем объект можно удалить, нажав кнопку клавиатуры «Delete».

Рис. 349. Пример выделения полигональных объектов курсорами разных указателей
Рис. 349. Пример выделения полигональных объектов курсорами разных указателей

Точечный редактор или редактор вертексов – инструмент редактирования вертексов. В объекте, выделенном этим инструментом, все вертексы становятся представленными в виде квадратиков с прозрачным фоном (рис. 349). Если навести курсор редактора вертексов на вертекс объекта, курсор преобразуется из белой стрелки в тонкий крестик – это означает что вертекс можно сдвинуть в любую сторону — для этого требуется нажать левую кнопку мыши, подвинуть вертекс и отпустить кнопку (рис. 350). Если навести курсор редактора вертексов на вертекс в общем сегменте двух объектов линейной или полигональной темы и кликнуть мышью, каждая вершина общего сегмента обозначится квадратиком, а каждая вершина конечных точек общего сегмента обозначится кружком. Теперь при изменении положения, добавлении или удалении вертекса сегменты обоих объектов будут изменяться одинаково (рис. 350) – это важно при соблюдении топологии при редактировании линейной и полигональной тем. Если навести курсор редактора вертексов на узел, принадлежащий двум или более полигональным или линейным объектам и кликнуть мышью – этот узел обозначится квадратиком, а ближайшая вершина каждого полигона, либо линии – кружком. Теперь при изменении положения общего узла, все полигоны или линии, которым он принадлежит, будут изменены (рис. 350). Если навести курсор редактора вертексов на сегмент между вертексами, курсор преобразуется из белой стрелки в круг с крестиком посередине – это означает, что кликнув левой кнопкой мыши, можно поставить новый вертекс. Если объект выделен точечным редактором, то в нем можно пошагово удалять вертексы, нажимая кнопку клавиатуры «Delete» — вертексы будут удаляться по порядку начиная с последнего до тех пор, пока их не останется 3 (последние 3 вертекса не удаляются).

Рис. 350. Примеры редакции полигонов с общими сегментами
Рис. 350. Примеры редакции полигонов с общими сегментами

Курсор для выделения объектов используется для выделения объектов как в редактируемой, так и в закрытой для редактирования теме. Им можно выделять сразу же несколько объектов, растягивая прямоугольную область в Виде – все объекты которые она затрагивают – выделяются. В редактируемой теме данный курсор выделяет объекты подобно указателю – они становятся обрамленными черными квадратиками. В теме закрытой для редактирования выделенные объекты окрашиваются в желтый цвет (рис. 349).

Если во время редакции объектов требуется удалить какой-нибудь вертекс, либо вставить вертекс по имеющимся координатам, необходимо вызвать команду свойств объекта из контекстного меню курсора.

Контекстное меню курсора вызывается при нажатии правой кнопки мыши. Чтобы выбрать команду из контекстного меню, необходимо нажать правую кнопку, удерживая провести курсор до нужной команды и отпустить ее.

Для того чтобы вызвать окно настройки свойств объекта необходимо вызвать контекстное меню, нажав правую кнопку мыши, выбрать самую последнюю (нижнюю) в меню команду «Shape Properties – Свойства объекта» и отпустить кнопку – откроется одноименное диалоговое окно настройки свойств объекта.

Рис. 351. Окно настройки свойств объекта
Рис. 351. Окно настройки свойств объекта

Окно «Shape Properties – Свойства объекта» имеет следующий вид (рис. 351):

Поле «Shape Type – Тип объекта» — содержит информацию об редактируемом объекте (в данном примере это полигон).

Поле «# of Vertices – Количество вертексов» — содержит информацию о количестве вертексов в редактируемом объекте.

Поле отображения координат вертексов содержит вертексы в порядке их добавления в объект и показывает координаты вертекса в единицах измерения Вида (Map Units).

В правой части окна располагаются кнопки «Edit – Редактировать», «Add – Добавить» и «Delete – Удалить», позволяющие редактировать, добавлять и удалять вертексы соответственно. При нажатии на кнопку «Edit» открывается окно редактирования вертекса (Vertex Point Edit) в котором имеется два поля ввода координат вертекса по оси Х и оси Y, кнопка выделения вертекса и кнопки «OK» и «Cancel», позволяющие сохранить, либо отменить редактирование вертекса. Вертекс, выделенный инструментом выделения вертексов из окна «Vertex Point Edit» окрашивается в виде черного круга и именно для него можно изменить координаты, введя их в поля Х и Y. Если Вид находится в географической проекции, то и координаты отображаются в виде десятичных градусов. Для сохранения внесенных изменений следует нажать кнопки «ОК» в окне «Vertex Point Edit» и в окне «Shape Properties». Если в последнем окне включена опция «Update Shape Attributes – Обновить объект» то изменения координат вертексов отображаются в Виде сразу же после того, как нажата кнопка «ОК» в окне «Vertex Point Edit». Если данная опция отключена, изменения отображаются после закрытия окна «Shape Properties».

При редактировании полигонов, помимо стандартных инструментов рисования объектов, из меню «Edit – Редактировать» доступны опции вырезания, копирования и удаления объектов (первый блок команд), а также опции оверлейных операций (второй блок команд:

Первый блок команд становится активным при наличии хотя бы одного выделенного объекта в редактируемой теме:

Cut Features – Вырезать объект (Ctrl+X);

Copy Features – Копировать объект (Ctrl+C);

Delete Features – Удалить объект (Del).

Второй блок команд активируется, если имеются условия для выполнения команды, т.е. выделено определенное количество объектов и соблюдены условия возможности выполнения команды, например, присутствуют перекрывающиеся, либо соседствующие полигоны (рис. 352):

Combine Features – Комбинирование объектов – сливает выделенные в редактируемой теме объекты в один, вырезая и удаляя области перекрытия объектов;

Union Features – Объединение объектов – сливает выделенные в редактируемой теме объекты в один. Перекрывающиеся полигоны сливает в один с общим контуром;

Subtract Features – Вырезание объектов – прорезает верхним объектом нижний, удаляя фрагмент перекрытия (верхний объект сохраняет свой прежний контур, а контур нижнего объекта обрезается по границам верхнего объекта). При нажатой клавише клавиатуры Shift операция становится обратной – верхний объект прорезается нижним.

Intersect Features – Пересечение объектов – сохраняет лишь перекрывающиеся области выделенных объектов, удаляя не перекрывающиеся. При отсутствии перекрытия объектов удаляет все выделенные объекты из редактируемой темы.

Рис. 352. Примеры оверлейных операций с полигонами, доступных из меню «Edit – редактировать»
Рис. 352. Примеры оверлейных операций с полигонами, доступных из меню «Edit – редактировать»

При работе с темами, имеющими большое количество полигональных объектов имеет смысл автоматизировать процесс с помощью расширения Edit Tools (см. главу 1.1.5.3.11. Расширение Edit Tools).

Любую оверлейную команду, как впрочем и любое другое редактирование темы можно отменить, либо вернуть отмененное, причем несколько раз, командами из меню «Edit» – Undo Feature Edit – Отменить редактирование объекта (Ctrl+Z), Redo Feature Edit – Вернуть редактирование объекта (Ctrl+Y), либо аналогичными командами из контекстного меню курсора (клик правой кнопки мыши).

Для того, чтобы при оверлейных операциях корректно переносились атрибуты для вновь созданных объектов, следует настроить правила переноса атрибутов в блоке «Atribute Updating – Обновление атрибутов» закладки «Editing – Редактирование» окна «Theme Properties – Свойства темы» (см. главу 1.1.6.5. Работа с настройками темы).

 

Содержание

 

 

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55

Наверх

Пернатые хищники и их охрана
Форум сети
Фотоальбом
Видеотека
  • Login

  • Войти через loginza

    30.11.2016

    Международная конференция по сохранению птиц в Венгрии

    Международная конференция по охране птиц в Венгрии

    Международная конференция по сохранению птиц, организованная Венгерской национальной сетевой компанией MAVIR , в сотрудничестве с Обществом охраны птиц Венгрии (MME/Birdlife) и Институтом Германа Отто, прошла в Венгрии 7-8 ноября 2016.

    29.11.2016

    Прослеживание балобанов, помеченных передатчиками, подтверждает, что браконьерство наносит основной урон популяциям соколов

    DSC_7919-

    Из 10 балобанов (6 самок и 4 самцов), помеченных передатчиками в Алтае-Саянском регионе в 2016 г. после сезона браконьерского лова соколов продолжило миграцию лишь 4 сокола (3 самца и 1 самка).

    Все новости

    Flora Hoser on the conference. Photo by Márton Horváth

    Презентации докладов Международной конференции по сохранению птиц в Венгрии

    Презентации докладов Международной конференции по сохранению птиц в Венгрии, проходившей 7-8 ноября 2016 г.

    Эльвира Николенко на конференции «Сохранение биоразнообразия в Южной Сибири»

    Презентации докладов конференции «Сохранение биоразнообразия в Южной Сибири»

    Презентации докладов конференции «Сохранение биоразнообразия в Южной Сибири», проходившей в г. Новосибирск (Россия) 4–6 ноября 2016 г.

    Все публикации